Travel

В Скандинавию на машине

Путешествие в Скандинавию.

  1. Подготовка
  2. Дорога и граница
  3. Собака
  4. Кемпинги
  5. Культура и быт
  6. Итоги
  1. Подготовка.

Перед поездкой стоит всё точно рассчитать: расходы на еду, жилье, транспорт и т.д. Нужно построить маршрут и найти места ночевок, рассчитать время перемещения между точками и время которое будет потрачено на осмотр достопримечательностей. Обязательно стоит рассмотреть варианты изменения маршрута. Паромные переправы – в нашем случае мы покупали билеты на паром до пересечения первой границы, т.к. к приезду на паром свободных мест может не оказаться.

В нашей семье сложилось так, что планами поездок занимается Надя, я же занимаюсь реализацией. Т.е. Надя перед поездкой, уже изрядно уставшая от бесконечных расчетов и карт, садится в машину, а тут уже всё готово. Ей не нужно заботиться о дороге, топливе, деньгах – только сверяй время и наслаждайся природой в пассажирское окно машины – отдыхай! Всё равно полностью расслабиться не получается, т.к. начинаются другие заботы: еда и ночлег.

Жарим фискакеры 🙂 это рыбные котлеты!

Но это уже другой ракурс проблемы, так что, в общем и целом, отдохнуть получается. А Норвегия действительно очень красивая страна и в этой действительности очень легко отдыхать 🙂

Карты. В это поездке мы пользовались картами Google, т.к. они наиболее детальны в Европе. В картах можно авторизоваться и делать свои «Карты».

Точки можно распределить по слоям и задать свои названия. Эти изменения будут видны на мобильном устройстве с установленными картами Google при авторизации в том же аккаунте. Но нужен интернет – без интернета карты не загружаются и не остаются в рабочем состоянии. Например, вы подключились -> загрузили карты -> отключились – не прокатит.

Забегая вперед скажу, что в Скандинавии есть выход: в Финляндии в R-Kiosk можно купить предоплаченную сим-карту за 25 евро с безлимитным интернетом на месяц.

Это действительно безлимитный интернет ограниченный только возможностью протокола, а сеть там 4G – везде! Его можно раздавать со своего устройства (функция Personal Hotspot в iPhone). В горах один раз (Снежная дорога) связь пропала на некоторое время, но при спуске она снова появилась и больше уже не пропадала никогда… Хотя нет, на паромах из Турку в Стокгольм и из Стокгольма в Хельсинки были провалы, но это было ночью, да и интернет не был критически важен как на дороге в неизвестном месте! Да и Wi-Fi есть на борту. Так что это не считается.

Паром из Турку в Стокгольм

Работает она в Финляндии и странах Балтии. 6 евро на счету для звонков по 0,066 евро за минуту. В общем, это отличное быстрое решение для интернета в Скандинавии на целый месяц! При покупке оставляешь только свои подпись и деньги.

На пароме

В планировании маршрута мы активно пользовались информацией с форума Винского: https://forum.awd.ru/

Информация на этом форуме достаточно точная и подробная.

  1. Дорога и граница

Мы выбрали Торфяновку для пересечения границы согласно разным отзывам. Но больше, потому что путь наш лежал в Турку и это ближайший пункт прохождения границы в этом направлении. Ещё с нами ехала собака. При оформлении собаки нужно указывать примерный маршрут передвижения животного, в том числе и место пересечения границы – т.е. тут уже не получится сменить маршрут. Но оказалось, что это очень неплохой пункт – и туда, и обратно мы не стояли в очередях и проверка не заняла много времени. Собака прошла проверку тоже без проблем: на нашей границе нам точно сказали, какие документы показывать финнам, а какие не стоит вообще, даже чтоб на глаза не попались. В итоге, всё прошло гладко, главное говорить правду 🙂

Горная дорога

Насчет правил дорожного движения проблем тоже нет – их нужно просто соблюдать. При выезде из пункта проверки есть знак с указанием скоростного ограничения в населенных пунктах и вне их. Далее по ходу движения знаки стоят достаточно часто, так что ошибиться сложно. Водители в Скандинавии вежливые, что стоит привить и себе – вы уже не в России (не знаю зачем это написал, ПДД нужно соблюдать везде и всегда).

Дороги в Скандинавии хорошие: асфальт ровный, разметка есть везде. Много скоростных шоссе со скоростями до 120 км/ч. Одно удовольствие.

В Норвегии в горах дороги часть очень узкие. Иногда две машины не могут разъехаться, но везде есть кармашки, в которых можно подождать проезда встречной машины или, в котором будут ждать твоего проезда. Проблем с такими дорогами тоже мы не испытали. Главное быть вежливым и уступать всем.

«Пьяный мост» на атлантической дороге.

Мы проехали по трем крупным туристических горным дорогам: Снежная дорога, Орлиная дорога и Лестница Троллей. Эти дороги представляют собой узкий серпантин с резкими поворотами. Первое что нужно учитывать при поездке в Норвегию – это тормозная система автомобиля – она должна быть исправной и её ресурс не должен быть близок к окончанию. Через неделю после поездки я отвез свою машину на техническое обслуживание. Период обычный для дизеля – 10000 км, из них 5500 км мы проехали перед этим ТО по Скандинавии. На ТО мне сказали, что передние колодки с последнего ТО стерлись на 1,5 мм и осталось 4 мм. К слову, машине 4 года, т.е. 11 мм — 5,5 мм= 5,5 мм фрикционного материала я израсходовал за 90000 км, а 1,5 мм за одну поездку. Т.е. расход фрикционного материала передних тормозных колодок был в среднем 0,61 мм между каждым ТО и 1,5 мм (в три раза больше) за период с поездкой в горы. Это безопасность вашей семьи, так что не стоит это игнорировать.

Один раз на большом спуске пришлось остановиться, чтобы дать остыть тормозам. Не стоит лить на них воду чтобы остудить – чугунный диск или барабан может от этого деформироваться или даже треснуть. Нужно просто постоять минут 20-30. Ещё, я считаю, что не стоит давить на тормоза при спуске постоянно. Мне кажется, такая техника приведет к перегреву тормозов. Я включал более низкую передачу (об этом, кстати, предупреждают знаки перед большим спуском) и катился, пока скорость не дойдет до лимита. Затем, достаточно интенсивно, но кратковременно тормозил, сбрасывая примерно 15-20 км/ч, и отпускал тормоза. И таким образом двигался весь спуск. Конечно, если позволяют обстоятельства. Иногда было сильное движение – но тогда и скорость была не большая, тормоза не перегревались. Тормозную жидкость нужно менять по регламенту, тогда не будет шансов, что она закипит и тормоза откажут вовсе. Это, возможно, не очевидная причина отказа тормозов, но весьма вероятная.

Зачем я так подробно описываю тормоза – когда вы окажетесь на горной дороге в Норвегии – вы поймете 🙂

Дорога Троллей

В Финляндии, Швеции и Норвегии необходимо ездить с включенным ближним светом всегда, даже в дневное время. Замена ближнего света фар на противотуманки не разрешается. Стоит иметь запасную лампу, чтобы не было проблем с полицией, если лампа вдруг перегорит. Найти быстро замену на месте, мне кажется, может оказаться проблемой. Я не попадал в такую ситуацию, но и на глаза мне лампы не попадались. Думаю на заправках можно что-то найти. Всё равно, это будет дороже – цены там очень высокие.

Кстати, о топливе. Многие говорят про беспошлинные 10 литров топлива в канистре… ну не знаю. Если Вы собрались ехать в Норвегию, то мыкаться с канистрами одно мучение. Сэкономить много не получится. А цены на топливо внушительные. В Финляндии близко к 1,5 евро за литр ДТ, в Норвегии и Швеции в районе 15 крон, это чуть больше чем 1,5 евро. Бензин везде немного дороже ДТ. Мы посчитали, что на ДТ у нас ушло чуть больше 30 т.р. Средняя стоимость заправки составила 4387 р. Заправок встречается много, так что я ждал, когда израсходуется полбака, и начинал искать заправку. Т.е. это стоимость примерно за полбака ДТ (у меня это 40 л). Другими словами возиться с 10 литрами топлива, чтобы сэкономить, совершенно бессмысленно.

Дата Заправка Стоимость заправки в рублях
17.07.2018 Teboil 4321,46
18.07.2018 Qstar 3629,44
20.07.2018 Circle K 4503,39
23.07.2018 Yx 4004,95
25.07.2018 Yx 5267,33
28.07.2018 Yx 5382,72
25.07.2018 Circle K 3601,08
Сумма 30710,37
Среднее 4387,20
  1. Собака.

Готовить собаку к поездке нужно заранее.

Собака должна быть чипирована. Более того, она должна быть чипирована ДО последней вакцинации против бешенства. Обязательно стоит уточнить какую именно вакцину от бешенства примут на границе. У нас был Rabisin. Всё это указывается в паспорте. Ветклиники обычно всё делают правильно. За максимум пять дней до пересечения границы нужно принять таблетку от гельминтов. Мы это делали в государственной ветклинике, и сразу оформляли справку для получения сертификата. С этой справкой, паспортом и сертификатом на чип мы ходили в наш Россельхознадзор для оформления сертификата и остальных документов на собаку. В принципе, с этими документами можно ехать на границу и оформить всё уже там, но так проход границы замедляется. Поэтому мы оформили сертификат заранее, благо до финской границы мы можем доехать за два дня максимум.

Выходит, что подготовить собаку к поездке сложнее, чем человека!

Ещё один момент – клещи. Мы заметили, что многие говорили про обработку от клещей перед поездкой в Скандинавию, и что это нужно указывать в сопроводительных документах. Но мы этого не делали и нас нормально пропустили. Хотя то, что мы не позаботились о защите от клещей заранее, сильно подпортило отдых. Клещей у них полно! Просто очень много. К собаке присасывались два раза. С себя мы тоже снимали, но ни к кому из нас они не присасывались.

  1. Кемпинги

В Финляндии и Швеции кемпингов меньше, чем в Норвегии. Но зато там можно заранее забронировать место для палатки. В Норвегии картина меняется радикально – кемпингов много и забронировать заранее место для палатки нельзя. Но это и не требуется. Действительно, у нас ни разу не было проблем с кемпингом в Норвегии. Только в самой дальней точке нашего путешествия в кемпинге Lyso мы еле нашли место, чтобы разбить палатку. Но всё равно, мы выбирали между свободными участками. И проблема была только в нашей асоциальной собаке, нам нужно было найти место, чтобы Джек был как можно дальше от людей 🙂

Наш асоциальный пёс.

Расскажу про спальные принадлежности. Палатка у нас большая — две комнаты на 3 человека каждая + тамбур. На фото видно. Два больших надувных матраца в размер палатки. На матрацы мы купили в ИКЕЕ самый дешевый наматрасник — так нам показалось удобнее. Спали в мешках. Мы купили не самые дорогие. Для той погоды с температурой комфорта +10. Было иногда прохладно, но, как говорил Жванецкий — «у нас с собой было!» Правда у нас были одеяла! Сверху положил и спишь спокойно. Подушки мы тоже брали — так удобнее. Машина большая — туда всё влезло. На границе на нас косо смотрели, правда, всё доставать не просили 🙂

Первый кемпинг в Норвегии

Собаку принимали на всех кемпингах без проблем. А вот если нужно куда-то сходить, то появляются трудности – один остается с собакой, а остальные осматривают музеи и шопингуют. Собаку одну в машине оставлять нельзя. Так же как и детей. Могут оштрафовать.

Кемпинг представляет из себя поляну или несколько полян, где располагаются палатки и кемперы. Кемперы или, как называют их местные, бобили (ударение на о) – это машины, в которых можно жить. К ним подключают электричество, воду, иногда канализацию (большинство имеют съемный контейнер, часто замечали людей бредущих с этим контейнером в направлении санитарных зданий). Неподалеку от ресепшен располагаются санитарные здания: кухня, туалеты, душевые. В стоимость кемпинга входит туалет, кухня и вода. Вода во всех кранах питьевая, если не запрещено отдельно. В одном кемпинге мы столкнулись с «проблемой»: в городе сломалась система фильтрации и для питья нужно было использовать специальный кран, но при заселении всех об этом предупреждают, да и знаки везде стояли. Больше такого нигде не было. Воду подготавливает город и проблем с питьевой водой нет. Другими словами, расходы на питьевую воду отсутствуют – нужна только тара. Мы возили с собой две пятилитровые бутылки. Этого хватало на день.

Электричество и душ – отдельная статья расходов. Причем холодная вода в душе тоже бесплатная, а вот горячая вода по 10 крон на 5-6 минут. Как пользоваться душем: заходите в кабинку, готовитесь (расставляете моющие средства, раздеваетесь, включаете воду), затем высовываете руку из кабинки и кладете 10 крон в специальный аппарат – включается горячая вода. Дальше всё как обычно. В конце стоит прибраться за собой – для этого есть инструмент – резиновый сгон для воды. Главное, чтобы после тебя всё осталось в том же виде, как и до тебя.

  1. Культура и быт

Европа есть Европа. Люди по большей части вежливые, приветливые и очень любезные. Но жизнь там дорогая. Питаться в ресторанах было очень дорого, да и сами рестораны нужно было искать по соседству с кемпингами. Питались тем что сами приготовили. С собой мы брали крупы и макаронные изделия разных видов. Готовили на портативной газовой плите или на кухне кемпинга. В магазинах можно что-то купить, но только нужно знать что покупаешь. Один раз Надя принесла, как она думала, молоко, но оказалось, что это простокваша! Все говорят по-английски и это очень помогает в общении.

Для быта нужна посуда, стол, стулья, моющие средства, мыло, полотенца и всё что посчитаете нужным. На кухне Надя заметила, что европейцы приносят посуду к крану для мытья в тазике. Мы об этом не подумали сразу, а теперь решили, что тазик для следующих поездок стоит прикупить! Это удобно. Размер — чтобы вся посуда влезла.

В принципе, наше путешествие прошло с некоторым стандартом: осмотр достопримечательностей с утра, затем дорога до кемпинга, обед по дороге и ужин вечером. И по возможности, до конца дня успевали осмотреться на месте, может даже дойти или съездить куда-то удавалось. Но сил к концу дня мало. Как правило вечером ходили купаться на озера, реки, море.

Ловить рыбу в море можно без лицензии, а вот в пресноводных водоемах можно только с лицензией. Мы ловили в море. Ну как ловили, просто бросали снасти. Ничего не поймали. Кроме звезды 🙁

Морская звезда.

Хотя морскую еду мы всё же попробовали. В Олесунне есть большой аквариум. Там очень интересно. Можно увидеть большое количество представителей местной фауны. После трудового изучения норвежского моря можно прямо там купить себе представителя в жареном виде! Очень вкусно! 🙂

А ещё был такой случай. В самой дальней точке нашего путешествия, на берегу Атлантического океана мы пробыли два дня. Там предлагалась рыбалка от организатора приключений — dajuma adventures. На выбор были разные варианты. Самое дорогое было путешествие на 6-8 часов с инструктором в открытое море на катере и с практически гарантированным уловом. К сожалению, я одни был в числе желающих и поездка не состоялась. Терять возможность порыбачить в море не хотелось и я взял на прокат каяк с морской удочкой. Опять же к сожалению, рыбу я так и не нашел. Вообще, как мы позже убедились, поймать рыбу в Норвегии не так уж и легко. Семга и треска ходят на глубине и с берега их не поймать. С берега можно поймать только скумбрию, и то, если повезет. А самое главное в любой рыбалке — нужно знать места.

После моего неудачного плавания, уже под вечер, организатор встретил Надю в кемпинге и спросил про мои успехи (я, вернувшись, не застал его, и оставил каяк и все вещи на причале). Она сказала, что ничего не получилось. Организатор убежал, попросив её подождать на месте пару минут. Через некоторое время он вернулся с пакетом в котором лежали 4 замороженных лангуста и огромный кусок мяса sea pike (мы так и не поняли что это было). Было очень приятно. Организатор сам сильно переживал, что рыбалка в море не получилась из-за того, что с одним рыбаком ему плавать нерентабельно. Это было видно. Я же говорю, люди там очень отзывчивые. Мы это съели на следующий день. Было очень вкусно!

6 Итоги

Итоги простые — мы готовим следующий маршрут. Север нам больше нравится чем юг — это без сомнений. Поэтому снова на север.

Цветы на обочине в горах
Цветы на обочине в горах
Голубика. В горах.
Хельсинки.
Недалеко от Lyso. На фоне — «Пьяный мост»
Ледник
Гейрангер фьорд
Спускаемся с горы. Согне фьорд.

И еще много интересного: